Николаев.
 С трех сторон омываемый водами Ингула и Южного Буга, он с высоты птичьего полета похож на раскрытую ладонь, обращенную к солнцу. Флотский и корабельный город, любимое детище князя Потемкина-Таврического, заложенный им в 1789 г. в прекрасном месте, на удивительно живописном полуострове при слиянии Ингула и Южного Буга, он мог бы со временем стать “южной столицей” России, прорубившей наконец окно к черноморскому простору, в Средиземноморье. Однако история распорядилась иначе. Николаеву довелось стать городом-верфью, колыбелью Черноморского флота, городом-мастеровым, одним из центров кораблестроения России, а затем и Советского Союза. Такая специфика наложила отпечаток на судьбу, характер и даже внешний облик Николаева. Тем не менее, город рос, развивался, жил своей жизнью. Сегодня это крупный областной центр Украины с полумиллионным населением, известными во всем мире промышленными гигантами, развитой социальной сферой, это широкие, озелененные проспекты, это полный очарования центр, это красавцы Южный Буг и Ингул.

Это древняя земля, благодатный юг Украины. Здесь знойная степь встречается с голубыми валами Черного моря, терпкие запахи степных трав смешиваются с соленым ветром морских просторов. Причерноморская земля помнит скифов, древних греков, славянские племена, ногайские орды, вольных запорожских казаков… По сей день летние ливни вымывают из здешней земли осколки греческих амфор, почерневшие монетки, глиняные турецкие и казацкие трубки, другие реликты древности, которые помогают шаг за шагом воссоздавать историю Николаева.

Но интенсивное заселение Николаевского полуострова началось в последней четверти ХVІІІ века уже после освобождения Северного Причерноморья от турецких завоевателей и выхода Российского государства к Черному морю. России нужен был свой флот. До того, как наш город получил официальный статус, он именовался довольно скромно – верфь на Ингуле. Место это было в устье реки Ингул, при впадении его в Бугский лиман. Днем основания Новой Верфи, в последствии ставшей Николаевом, считается 27 апреля 1789 г. Этим числом датировано предписание Потемкина Фалееву “Завести верфь на Ингуле”.
Имя свое она получила через год, после победоносного штурма Очакова российскими войсками под командованием А.В.Суворова. Очаков был взят в декабре 1788 г., в день Святого Николая, защитника моряков. В его честь и назвали новый город. С именем Святого Николая, одного из самых почитаемых святых на Украине и в России, связаны и первая церковь, построенная в городе в 1790 году, и первый корабль. 46-пушечный фрегат “Святой Николай” был спущен на воду в августе того же года, а уже в июле 1791 года возле мыса Калиакрия он получил свое первое боевое крещение.

Судостроению и флоту полностью была подчинена жизнь города. Почти сто лет здесь дислоцировался штаб Черноморского флота. С Николаевом связаны имена выдающихся флотоводцев Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, А.С.Грейга, Ф.Ф.Беллинсгаузена, М.Л.Лазарева, Г.И.Бутакова.

Строительство судов
Говорят, именно адмирал Ф.Ф.Ушаков передал сюда из Севастополя первые саженцы белой акации и кустарников для украшения Николаева. При губернаторе города – адмирале А.С.Грейге в городе впервые была сделана попытка построить водопровод, доставлявший воду как в районы, заселенные морскими офицерами, так и в рабочую слободку, началась прокладка каменных тротуаров, озеленение улиц.

Город рос, развивался, жил своей жизнью. Созданный в конце ХVІІІ ст. план застройки города быстрыми темпами был закреплен на местности уже в первое десятилетие его существования и целиком, без перемен сохранился до наших дней, представляя собою уникальный градостроительный памятник эпохи классицизма.

Открытие в 1862 г. в городе коммерческого порта послужило толчком к преобразованию Николаева в большой торговый порт. Этот факт нашел свое отображение в гербе города, который был утвержден в 1883 и восстановлен в 1997 гг. Так, в проекте “Записки о гербе военно-портового города Николаева” исполняющего должность управляющего гербовым отделением департамента герольдии Сената было указано: “Так как город Николаев есть одним из главнейших портов Южной России, то оставляя митру и посох я полагаю изобразить в гербе сего города сверх того корабль”. Уже в конце ХІХ ст. Николаевский порт занимал третье место после Петербурга и Одессы по объему торговли с заграницей, а по экспорту зерна, поставщиками которого были степные губернии, – первое место в стране. Сам же Николаев становится большим промышленным центром на юге Украины.

Шли годы, парусный флот устаревал, ему на смену пришли суда с паровыми двигателями. В Николаеве стали строиться новые верфи, возводились промышленные предприятия.

Бури истории не щадили Николаев. В октябрьские дни 1917 г. его называли “красным Питером Украины”. В 1918 г. город впервые пережил оккупацию иностранными войсками. В 1920 г. здесь окончательно утвердилась Советская власть. Во время Второй мировой войны 1789-90 гг.

Николаев почти три года был оккупирован гитлеровскими захватчиками. Но ни один корабль, благодаря действиям подпольщиков, диверсионных и разведывательных групп, не сошел за это время с николаевских стапелей. А при освобождении Николаева от оккупантов в марте 1944 г. немеркнущий подвиг совершили 68 моряков-десантников под командованием К.Ф. Ольшанского. Это был единственный случай в истории Великой Отечественной войны, когда все участники одной боевой операции были удостоенные звания Герою Советского Союза, большинство – посмертно.

С Николаевом связаны имена многих выдающихся людей, что нашло свое отображение в памятниках города, названиях его улиц, площадей и скверов. Здесь служили и работали адмиралы А.С. Грейг и М.П.Лазарев, первооткрыватель Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузен и создатель тактики броненосного флота адмирал Г.И. Бутаков, герои обороны Севастополя времен Крымской войны адмиралы П.С.Нахимов и В.А.Корнилов, составители “Атласа Черного моря” братья М.П. и Е.П. Манганари и автор 4-томного издания “Сказание о русской земле” генерал-майор А.Д. Нечволодов, член-корреспондент Петербургской Академии наук, первый директор первой на Юге Украины Николаевской обсерватории К.Х.Кнорре и создатель первой в мире морской газотурбинной установки С.Д.Колосов. Именно в Николаеве В.И.Даль, находясь на воинской службе, приступил к созданию “Толкового словаря живого великорусского языка”.

Здесь, в Николаеве, закончил свой капитальный научный труд основоположник русской эпидемиологии, член 12 западноевропейских академий и научных обществ Д.С.Самойлович (Сущинский), а профессор М.Г.Ливанов создал в Богоявленске (ныне Корабельный район города) в 1790 г. первую в стране школу практического земледелия. Николаев дал первый опыт политической борьбы Л.Д. Троцкому (Бронштейну). В городе бывали П.И.Сумароков, А.С.Пушкин, А.М.Горький, В.В.Маяковский, Н.А.Римський – Корсаков, здесь выступали М.С.Щепкин, уроженцы Николаевщины – корифеи украинского театра Н.К.Садовський, П.К.Саксаганский, М.Л.Кропивницкий. Первая книга по истории украинского народа на родном языке – “История Украины-Руси” – также была написана в Николаеве. Ее автор – Н.Н.Аркас. Родом из Николаева Народный художник СССР Божий М.М., выдающийся астроном, академик Ф.А.Бредихин, исследователь Арктики Г.Л.Брусилов, известный ученый в области железнодорожного транспорта академик В.Н.Образцов, талантливый флотоводец, океанограф, полярный исследователь и изобретатель С.О.Макаров.

Город, посвятивший свою жизнь судостроению, не может не быть романтиком. Поэтому не удивительно, что первый большой морской переход был осуществлен николаевцами еще в 1848 г. Тогда адмиральская яхта “Ореанда” отправилась из города вокруг Европы в Крондштат и, выиграв главный приз парусных гонок, тем же путем возвратилась назад. На другой яхте – “Икар”, сконструированной и построенной студентами и сотрудниками Николаевского судостроительного института (теперь Николаевский государственный технический университет им. С.О.Макарова), николаевская команда в составе 7 человек (капитан – почетный гражданин Николаева Б.С.Немиров) впервые на Украине в 1987 г. осуществила кругосветное плавание. Возможно, “Икар” был одним из первых николаевцев, кому удалось прорвать “железный занавес” секретности и помочь городу раскрыться навстречу большому миру.

Благодаря ежедневной работе, таланту, интеллекту и терпению не одного поколения николаевцев, город за короткий для истории период превратился из маленькой судостроительной верфи в крупный промышленный, деловой, политический и культурный центр Юга Украины. Со времени “Святого Николая” на судостроительных заводах города, а их сегодня три, построено более двух тысяч кораблей и судов, среди которых фрегаты, броненосцы, миноносцы, подводные лодки и т.п. Николаев – один из двух городов в мире, где строились тяжелые авианесущие корабли. Город настойчиво ищет пути выживания и возрождения на путях развития местного самоуправления. Население Николаева начинает осознавать себя городской общиной. Николаевцы возродили исторический герб и флаг города, разработан Устав города, утверждается муниципальное мышление. Новую цену обретает городская земля, а в городе развивается предпринимательство.

Николаев открыт миру для партнерства и сотрудничества и верит в свою счастливую звезду – малую планету (8141) Nikolaev = 1982 SO4, которая была открыта Крымской Астрофизической обсерваторией и названа в его честь.

Источник: http://nikinfo.net/