Игрушки необходимы в жизни каждого ребенка. Они позволяют облегчить процесс развития, обучения, отвлекают от опасных бытовых предметов, выполняют развлекательную функцию. Игрушки многофункциональны. Влияют на зрительное и тактильное восприятие, развивают память, воображение, речь. В зависимости от этапа развития и становления, ребенку необходимы игрушки разных видов. Точной классификации игрушек не существует. Педагоги и психологи разделяют типы игрушек на 5 типов, в зависимости от специфики их применения и особенностей:

  1. Моторные — мячи, скакалка, кегли. Способствуют физическому развитию, тренируют тактическое мышление.
  2. Сюжетно-образные — куклы, мягкие игрушки, Барби, пупсы. Развивают воображение, речевые способности. 
  3. Сенсорные — кубики, пианино, пазлы, пирамидки. Тренируют память, абстрактное мышление, концентрируют внимание, развивают моторику рук.
  4. Интеллектуальные — конструктор, настольные игры, пазлы. Развивают логическое мышление, память, математические способности.
  5. Игрушки для творчества — пластилин различных видов, интерактивная доска. Активно влияет на мелкую моторику пальцев, воображение, развивает технические и эстетические способности.

По сути, они выполняют адаптивную и развивающую роль в жизни каждого ребенка, а процесс познания окружающего мира происходит в игровой форме. С этой точки зрения купить игрушки стоит не столько ради развлечения, сколько для стимуляции общего развития и тренировки различных навыков.

Какая польза ребенку от игрушек

Современные исследования в области психологии и педагогики позволяют уверенно говорить о таких функциях игрушек:

  1. Чувствительно эмоциональная — важна для развития эмпатии. Влияет на психическое здоровье, развивает эмоциональный интеллект, тренирует психическую устойчивость.
  2. Эстетическая — способствует развитию эстетического восприятия.
  3. Гуманистическая — воспитывает чувства любви и заботы к окружающим. Учит правильно выражать радость, проявлять заботу и дарить тепло близким людям, домашним животным.
  4. Изобретательная. Проявляется в образовательном процессе. Активизирует творческое и эстетическое мышление. Игрушка — инструмент творчества ребенка, особенно если это пластилин, конструктор или пазл.
  5. Познавательная. Изучение конструкции игрушки такими способами — облизывать, ломать, кусать. Игрушка — источник информации об окружающем мире.
  6. Функционально-техническая — развивает мышление и общую эрудицию за счет изучения функций игрушки.
  7. Психотерапевтическая — помогает ребенку бороться с одиночеством, своими страхами, стрессом и внутренними переживаниями.
  8. Образовательная — развивает мышление, зрительную память, воображение.

Следует активно использовать игрушки в образовательном процессе. Это средство познания материального мира, человеческих взаимоотношений и культуры.